Мартин Лютер Кинг-младший и рабочая одежда движения за гражданские права

18 января 2022
Мартин Лютер Кинг-младший и рабочая одежда движения за гражданские права

В начале своей карьеры икона соул-музыки Джеймс Браун никогда не носил джинсы, никогда не хотел, чтобы его видели в джинсах, и не позволял никому из членов своей группы носить джинсы. Джинсовая ткань была лучшей связью для многих чернокожих американцев в 1950-х и 60-х годах. Несмотря на изображения активистов за гражданские права, одетых в безукоризненные костюмы и платья во время протестов и бойкотов, большинство чернокожих на послевоенном американском Юге жили в бедности и работали издольщиками или на других низкооплачиваемых работах, связанных с физическим трудом. Ручной труд, требующий спецодежды.

Ношение джинсовой одежды было признаком бедности, а не стиля, и такие, как Джеймс Браун, которые сделали это, хотели быть как можно дальше от этого. Эта логика также сыграла роль в стратегиях организаторов, таких как Мартин Лютер Кинг-младший, зная, что любые изображения людей, участвующих в движении, будут подвергнуты жесткой критике за то, что они говорили, делали или носили. Те, кто участвовал в сидячих забастовках, бойкотах или других акциях протеста против расовой несправедливости, часто носили свои “Лучшие воскресные костюмы”, так как это лучше отражалось бы в вечерних новостях.

Кинг на марше в Сельме, штат Алабама, в 1965 году. Изображение с Библиотеки Конгресса США.
Кинг на марше в Сельме, штат Алабама, в 1965 году. Изображение с Библиотеки Конгресса США.

Однако у этой стратегии были свои пределы. Одним из важнейших аспектов продвижения прав чернокожих американцев было предоставление им возможности голосовать. Но даже регистрация для голосования в качестве чернокожего человека на юге Джима Кроу может навлечь на себя гнев местных правоохранительных органов, Ку-клукс-клана или других организаций, выступающих за превосходство белой расы. В 1961 году представитель штата Миссисипи средь бела дня убил защитника избирательных прав Герберта Ли в штате, где только 6,7 процента чернокожих были зарегистрированы для голосования.

Белые добровольцы из Студенческого координационного комитета ненасильственных действий испытывали трудности с регистрацией сельских избирателей. Этим, в основном студентам колледжа с севера, предстояло преодолеть не только расовое, но и классовое разделение, чтобы убедить людей подвергать свою жизнь риску. Поэтому они начали отказываться от университетских блейзеров и брюк цвета хаки в пользу джинсов и комбинезонов, которые носили люди, которых они пытались завоевать.

Кинг и его коллега-активист преподобный Ральф Абернати были арестованы в джинсовой одежде и рабочих рубашках в Бирмингеме, штат Алабама, в 1963 году.
Кинг и его коллега-активист преподобный Ральф Абернати были арестованы в джинсовой одежде и рабочих рубашках в Бирмингеме, штат Алабама, в 1963 году.

Кинг и Ральф Абернати даже были одеты в одинаковые джинсовые рабочие брюки и рабочие рубашки, когда их арестовали в Бирмингеме, штат Алабама, в апреле 1963 года — арест, который привел к его культовому “Письму из Бирмингемской тюрьмы“.

Взгляд попал в мейнстрим в августе 1963 года с маршем короля на Вашингтон. Более 250 000 человек вышли в Национальный торговый центр в столице Америки, чтобы потребовать гражданских и экономических прав для чернокожих американцев. В эти четверть миллиона входили многие чернокожие южане, которые носили джинсы в Вашингтоне.

Лидер студенческого ненасильственного координационного комитета Джойс Ладнер в комбинезоне на Марше в Вашингтоне, 1963 год. Изображение с Racked и Getty Images.
Лидер студенческого ненасильственного координационного комитета Джойс Ладнер в комбинезоне на Марше в Вашингтоне, 1963 год. Изображение с Racked и Getty Images.

Хотя невозможно игнорировать влияние “бунтарей” поп-культуры, таких как Элвис, Джеймс Дин и Марлон Брандо, на восприятие джинсовой ткани в послевоенных Соединенных Штатах, также ясно видно сквозную линию рабочей одежды, которую носили прогрессивные активисты за гражданские права, на движение контркультуры хиппи, которое возникнет всего пару лет спустя.

Одетые в рабочую одежду хиппи на “Лете любви” в Сан-Франциско в 1967 году. Изображение с архива города Сан-Франциско.
Одетые в рабочую одежду хиппи на “Лете любви” в Сан-Франциско в 1967 году. Изображение с архива города Сан-Франциско.

Кинг был убит в 1968 году, десятки других защитников гражданских прав погибли в той же борьбе. Теперь, полвека спустя, череда смертей среди активистов Фергюсона показывает, что, похоже, это все еще судьба тех, кто бросает вызов превосходству белых в Соединенных Штатах.

Важно помнить, что для Кинга и других чернокожих активистов это были не стили, принятые в соответствии с их личными вкусами, а скорее идентичность, навязанная им расистской системой, против которой многие отдали свои жизни. Система, которая продолжается и по сей день.

© Aquamir.kiev.ua, 2022

Разрешается использование материалов блога в прессе или (и) других электронных средствах информации, после предварительного согласования и письменного разрешения.