История всемирно известной расцветки Buffalo Check

June 13, 2019

Мы уже писали в статьях о классических стандартах мужской одежды, которые служат чистым холстом для дизайнеров и брендов для того чтобы они смогли выразить свои идеи и задумки. Недавно, мы вспомнили про популярный клетчатый плед, расцветка которого известна американцам как «buffalo check» - простой плед, в красно-чёрную клетку из твила, но сегодня его можно встретить и в других цветах.

История этого и других пледов частично связано с историей мужской одежды в начале девяностых, а именно с появлением огромного количества фланелевых рубашек оверсайз, отражающих «гранжевый» взгляд с андеграундной музыкальной сцены, расположенной на северо-западе Тихого океана, которая сделала популярной такую группу как Нирвана. Но история «buffalo check» немного глубже, чем думает большинство людей.

Статуя Пола Буньяна, Бангор, Мэн (по голландской летописи)
Статуя Пола Буньяна, Бангор, Мэн (по голландской летописи)

Читатели нашего сайта, скорее всего, ассоциируют эту расцветку с рабочей одеждой, или с дровосеком, например с персонажем с американского фольклора Полем Баньяном. Происхождение этого пледа также связывают с компанией Woolrich Woolen Mills, которая представила дизайн пледа в 1850 году. Хотя они стараются не претендовать конкретно на создание этой модели в Америке, но она часто фигурирует в истории их компании. Сегодня вы можете легко найти различные варианты этой расцветки на нашем сайте, от фланелевых рубашек до шерстяных рубашек или кепок, которые производятся известными брндами для США - есть даже модели в неожиданной технике окрашивания dip-dye.

Другие могут также отметить зарубежное происхождение, делая отсылку к Шотландии, где этот орнамент тартан, можно встретить в фильме Роб Рой. Упрощенное объяснение тартана - это особый узор пледа. Большинство из нас слышали, что они используются кланами в Шотландии для обозначения членства или принадлежности, но в действительности их использование гораздо более распространено в наши дни.

В любом случае, считается, что тартан в Шотландии впервые Роб Рой использовал в 1704 году, хотя по иронии судьбы (или, возможно, предсказуемо) нет никаких доказательств того, что историческая фигура Роб Рой действительно был знаком с этим узором. Несмотря на это, он официально связан с кланом МакГрегор. Исходя из этого, вы можете подумать, что этот узор передавался из поколения в поколение в клане, поэтому дело закрыто и ничего неизвестно, верно?

Килт из тартана Маклеода, сотканный Питером Макдональдом из шотландских тартанов.
Килт из тартана Маклеода, сотканный Питером Макдональдом из шотландских тартанов.

Именно здесь история становится интересной - хотя некоторые тартаны существуют уже целую вечность, оказалось, что практика присвоения им имен и формальной привязки их к идентичностям кланов является относительно недавней, и появилась в конце восемнадцатого века.

Причиной этого во многом является Вильям Уилсон, шотландец, который основал известную ткацкую фирму во второй половине восемнадцатого века. По мере роста спроса на ткань из тартана им требовались новейшие промышленные технологии для обеспечения все более крупных заказов. Это привело к необходимости стандартизации, и в результате Уилсон начал называть расцветки в честь городов, а затем семей. Эта практика завершилась публикацией в 1819 году внутреннего справочного руководства, которое называлось «Альбом ключевых выкроек» - своего рода справочник Pantone.

Одновременно группа бывших патриотов-шотландцев, организованная как Лондонское Хайлендское общество, начала собирать образцы клановых тартанов в акте исторического сохранения. Вожди этих кланов столкнулись с некоторой путаницей во время принятия решения касательно того, какие виды тартана являются действительно историческими образцами, так как было предоставлено огромное количество образцов этой расцветки.

Уильям Уилсон и сыновья, Бэннокберн (через Власть Тартанов)
Уильям Уилсон и сыновья, Бэннокберн (c Tartans Authority)

Исторически сложилось так, что из-за региональной доступности, именно тартан использовали при изготовлении одежды, чем какой-нибудь другой узор (то же самое было и с фланелевыми рубашками в эпоху гранж; тем более тогда не было Интернета для поиска других расцветок). Даже знаменитые Red Sox (Красные Носки) можно было увидеть с узором тартан.

Некоторые люди могут попытаться соединить две традиции - американскую рабочую одежду и шотландский тартан - и действительно, есть истории, свидетельствующие о том, что образец был привезен в Америку бывшими патриотами-шотландцами. В частности, это часть истории основания недавнего бренда Braeval, основатель которого Грегор МакКласки утверждал, что происходит от одного из таких иммигрантов. Но сам МакКласки говорит, что не смог проверить является ли этой правдой или нет. Это как умный маркетинг, звучит скорее романтично, чем правдоподобно.

Чек Буффало как Чек Королевы Шарлотты. Изображение с forever*cottage
Чек Буффало как Чек Королевы Шарлотты. Изображение с forever*cottage

Buffalo check также называют как узор американской колониальной эпохи - названой королевой Шарлоттой в честь партнера короля Георга III. Если это действительно так, то это означает, что тартан полностью не принадлежит ни Америке, ни Шотландии. Кстати, я только недавно понял, что у меня есть несколько перчаток для духовки с такой же расцветкой.

Так что все это значит? В конце концов, простота самого рисунка такова, что он доступен для любой культуры, которая может произвести один или два красителя и плести твил. Если вы носите килт, то это, конечно, больше веет духом Шотландии. Если вы носите фланелевые рубашки, то это подойдет больше для прогулок на улице. Вы также можете выбрать одежду с этой расцветкой из коллекции Ann Demeulemeester – клетчатый принт на длиной рубашке, наполовину кардиган, наполовину пиджак. Это позволяет бренду продемонстрировать свое уникальное, отчетливое бельгийское видение.

Другими словами, может быть, мы должны относить этот узор к классической одежде.

Рубашка купер (изображение с BVBA 32 / Ann Demeulemeester)
Рубашка купер (изображение с BVBA 32 / Ann Demeulemeester)

Но подождите, это еще не все!

Это не соответствует теме, но здесь мы не смогли устоять. В своих исследованиях для этой статьи мы наткнулись на различные техники плетения килтов и мы нашли различные техники самодельной кромки. Их было несколько, но та, которая бросилась в глаза, представляла собой кромку в елочку, которая может быть выполнена либо с теми же цветами, что и тартан, либо с добавлением другого цвета (создание отметки кромки). Посмотрите на изображение ниже (и нижнюю часть килта, изображенного на рисунке 3 выше), и вы можете увидеть знакомый зубчатый узор.

Только представьте: фланелевая клетчатая рубашка с кромкой в елочку вдоль низа рубашки вместо традиционного дизайн.

Елочка кайма из пледа середины восемнадцатого века в коллекции музея народного Хайленд (изображение авторских прав: Питер МакДональд, scottishtartans.co.uk)
Кромка в елочку из пледа середины восемнадцатого века в коллекции музея народного Хайленд (изображение авторских прав: Питер МакДональд, scottishtartans.co.uk)

История тартана сложна; любые ошибки в этой статье наши и только наши.

© 2019, Aquamir®.UA

Разрешается использование материалов блога в прессе или (и) других электронных средствах информации, после предварительного согласования и письменного разрешения.